ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 17 имени маршала Г.К. Жукова посѐлка Советский муниципального образования Ейский район Краснодарского края на 2024 – 2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с требованиями ФГОС НОО основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. При составлении плана внеурочной деятельности использовались федеральные и региональные нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286; 4. Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 372; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.23648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 28.06.2024 г. № 47-01-13-11442/24 «О формировании учебных планов для общеобразовательных организаций на 2024-2025 учебный год». Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Спортивно – оздоровительное направление: секция «Самбо», секция «Спортивные игры», кружок «Правильное питание». Овладение умениями организовать собственную здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры, регулярные занятия спортом и т.д.), укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Приобщение к шахматам. Развитие логического мышления, памяти, способности действовать в уме. Увеличение двигательной активности через технические элементы и приемы борьбы самбо. Формирование культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента — культуры питания. Духовно – нравственное направление: кружок «Разговоры о важном», кружок «Красота души», кружок «Кубановедение». Развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Приобщение к культурным ценностям своего народа, его духовным традициям, общечеловеческим ценностям. Расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине». Социальное направление: проект «Орлята России», кружок «Безопасные дороги Кубани», кружок «Знакомство с миром профессий». Освоение социальных ролей, опыта социального взаимодействия в открытом социуме, приобщение к демократическим формам жизнедеятельности, формировать навыки общественно-полезной деятельности. Умение понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями, найти свое место в жизни. Формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем. Общеинтеллектуальное направление: кружок «Я - исследователь», кружок «Функциональная грамотность». Развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Общекультурное направление: кружок «Мир праздников», мастерская «Город мастеров». Расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. Формирование основ эстетической культуры, воспитание ценностного отношения к прекрасному, выявление индивидуальных способностей и раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умений видеть и творить прекрасное. Содержание занятий сформировано с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий, обучающихся и их родителей (законных представителей), осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий; исследовательскую деятельность; экскурсии и походы выходного дня; олимпиады; библиотечные вечера; соревнования и конкурсы; коллективные творческие дела; социальные проекты и др. Объем внеурочной деятельности для обучающихся 1-3 классов не должен превышать 1320 академических часов за уровень образования; для обучающихся 4 классов – до 1350 часов за четыре года обучения. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня после уроков, в выходные дни и во время каникул. В целях адаптации учащихся 1 класса занятия по внеурочной деятельности начинаются с 1 октября учебного года. Прохождение программ осуществляется за счет перераспределения материала при составлении календарно-тематического планирования на каникулярное время и выходные дни. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочие программы разработаны на основе ФГОС НОО, авторских программ, требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы начального общего образования. Формат реализации курсов внеурочной деятельности и программнометодическое обеспечение в соответствии с ФГОС. 1-4 классы Направления Формы Программно-методическое внеурочной внеурочной обеспечение деятельности деятельности Спортивно – Секция «Самбо» Примерная рабочая программа курса оздоровительное внеурочной деятельности «Азбука самбо», авторы Головко Е.Н., Карл Л.И./под редакцией Вадбольской Л.Л., 2022 г. Секция Программа «Шахматы», автор: «Спортивные Тимофеев А.А. – М.: Просвещение, игры» 2012 г. Программа «Растем здоровыми и сильными», авторы: Дмитриева Н.Я., Семенова К.А. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г. Кружок Безруких, М. М., Макеева, А. Г., «Правильное Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье питание» и правильном питании / Методическое пособие. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2018 г. Духовно – Кружок Примерная рабочая программа курса нравственное «Разговоры о внеурочной деятельности «Разговоры важном» о важном» (начальное общее образование); разработчики Министерство Просвещения РФ, ГБОУ ИРО КК: М, 2023 г. Кружок Программа «Красота души», авторы: «Красота души» Ничипорук Н.Н., Москаленко Е.В. Краснодар: Просвещение-Юг, 2015 г. Кружок Программа «Кубановедение» для 1-4 «Кубановедение классов общеобразовательных » учреждений Краснодарского края, доработанная с учѐтом требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования, авторы-составители: Социальное Кружок «Безопасные дороги Кубани» Кружок «Знакомство миром профессий» с Проект «Орлята России» Общеинтеллектуа Кружок «Я льное исследователь» Кружок «Функциональна я грамотность» Общекультурное Мастерская Е.Н.Ерѐменко, М.В.Мирук, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко / Краснодар: Перспективы образования, 2022 г. Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани»; разработчики программы МОН и МП КК, ГБОУ ИРО КК, управление ГИБДД ГУ МВД России по КК. Программа курса профессионального самоопределения школьников 1-4 классов «Знакомство с миром профессий», авторы: Резапкина Г.В., Роут О.А. – М.: «Русское слово», 2023 г. Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»: Методические материалы / авторысоставители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2023г. Авторская программа «Я исследователь», авторы: Пархоменко А.А., Стеценко И.С., Швед Ю.В., 2021 г. Программа «Функциональная грамотность», 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности /М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 г. Программа «Художественное «Город мастеров» творчество: станем волшебниками», автор Проснякова Т.Н. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2018 г. Кружок «Мир Программа внеурочной деятельности праздников» «Игра. Досуговое общение», Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов - М., Просвещение , 2019 г. Авторская программа учителя начальных классов МБОУ ООШ № 4 г. Ейска МО Ейский район Васько М.В. В программу развития универсальных учебных действий входят кружки «Разговоры о профессиях», «Я – исследователь», «Функциональная грамотность», мастерская «Город мастеров», секция «Спортивные игры». Программа духовно-нравственного развития реализуется через кружки «Красота души», «Разговоры о важном», «Кубановедение», проект «Орлята России». Формирование экологической культуры – кружок «Я – исследователь», проект «Орлята России», кружок «Кубановедение». В программу социализации личности входят кружки «Мир праздников», «Знакомство с миром профессий», «Безопасные дороги Кубани», проект «Орлята России». С целью формирования у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности, программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» реализуется через кружки «Безопасные дороги Кубани», «Я - исследователь», «Правильное питание» и секций «Самбо», «Спортивные игры». Обучение основам финансовой грамотности осуществляется через внеурочную деятельность кружка «Функциональная грамотность». В рамках внеурочной деятельности по функциональной грамотности курс «Естественнонаучная грамотность» изучается через кружок «Я исследователь», «Функциональная грамотность». Обучение шахматам организуются в рамках модуля секции «Спортивные игры». С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма реализуется кружок «Безопасные дороги Кубани». Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности. Таблица-сетка часов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский МО Ейский район для 1-4 классов, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2024 – 2025 учебном году представлена в Приложении №1. Директор МБОУ СОШ № 17 п. Советский Н.А. Федоряка УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30.08.2024 года протокол № 1 Председатель __________ Н.А. Федоряка ТАБЛИЦА-СЕТКА ЧАСОВ плана внеурочной деятельности для 1-4 классов, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2024 – 2025 учебный год Направление Наименование курса внеурочной внеурочной деятельности деятельности Секция «Спортивные игры» Спортивнооздоровительное Секция «Самбо» Кружок «Правильное питание» Кружок «Разговоры о важном» Духовнонравственное Кружок «Красота души» Кружок «Кубановедение» Кружок «Безопасные дороги Социальное Кубани» Проект «Орлята России» Кружок «Знакомство с миром профессий» Кружок «Я - исследователь» Общеинтел лектуальное Кружок «Функциональная грамотность» Общекультурное Мастерская «Город мастеров» Кружок «Мир праздников» Итого: Заместитель директора Количество часов в неделю I II III IV 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 10 1 10 1 10 И.Б.Винникова