МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 ИМЕНИ МАРШАЛА Г.К.ЖУКОВА п.СОВЕТСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 17 ____________ Н.А.Федоряка Протокол педагогического совета № 1 от 30.08.2022г. Положение об организации работы с обучающимися с низкими образовательными результатами (слабоуспевающими) п.Советский 2022г 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по организации работы с обучающимися с низкими образовательными результатами и их родителями в МБОУ СОШ №17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский (далее Положение) разработано на основании следующих нормативных документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями; - Устава МБОУ СОШ №17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский; - Положения о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (с изменениями и дополнениями); - Положения о внутренней системе оценки качества образования МБОУ СОШ №17 им. маршала Г.К. Жукова п. Советский. 1.2. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ СОШ №17 им. маршала Г.К.Жукова п. Советский, регламентирующим основные направления деятельности администрации и педагогического коллектива школы, функции администрации, классных руководителей и учителейпредметников по работе с отстающими обучающимися, показывающими стабильно низкие образовательные результаты, и их родителями, а также по организации работы по профилактике и ликвидации неуспеваемости в школе. 1.3. Настоящее Положение принимается на заседании Педагогического Совета школы и утверждается приказом директора. 2. Цели и основные направления работы школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися и их родителями 2.1. Целями работы с отстающими обучающимися, показываюими стабильно низкие образовательные результаты, и их родителями являются: - обеспечение соблюдения прав обучающихся, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - повышение качества образования обучающихся образовательной организации. 2.2. Задачи: - формирование ответственного отношение обучающихся к учебному труду; - повышение ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 2.3. Основные направления и виды деятельности: - выявление возможных причин низкой успеваемости обучающихся; - принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости обучающихся и качества обучения с соответствия с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. 3. Функции администрации, классных руководителей, учителейпредметников по работе с отстающими обучающимися, показывающими стабильно низкие образовательные результаты, их родителями 3.1. Администрация образовательной организации: - совместно с классными руководителями, учителями-предметниками, службой психолого-педагогического сопровождения выявляет отстающих обучающихся, имеющих стабильно низкие образовательные результаты; - оказывает методическую помощь классным руководителям и учителямпредметникам в работе с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты; - оказывает консультационную помощь обучающимся и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся; - контролирует ведение документации классными руководителями и учителями- предметниками с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты, и работу с ними; - составляет аналитические справки по итогам работы педагогического коллектива с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты; - в случае неэффективности принятых мер организует проведение малых педагогических советов, советов профилактики, на заседания которых приглашаются отдельные обучающиеся и их родители (законные представители) для решения вопроса об обучении; - проводит заседание Педагогического Совета по вопросу о признании академической задолженности по итогам учебного года, а также о рекомендации родителям. 3.2. Классный руководитель Выявляет причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, анкетирование обучающихся, родителей, собеседование, учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине), недостаточная домашняя подготовка, низкие учебные способности, низкое развитие общеучебных умений и навыков, низкая учебная мотивация и отсутствие познавательного интереса, недостаточная работа на уроке, необъективность выставления оценки на уроке, большой объем домашнего задания, высокий уровень сложности материала, отсутствие контроля со стороны родителей и другие причины. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная) Уважительными причинами считаются: - болезнь, подтвержденная справкой врача; - мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие; - освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника и классного руководителя; -отсутствие по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора образовательной организации, в случаях, если данные пропуски не носят систематический характер и мешают обучению) Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия обучающихся. Классный руководитель должен незамедлительно проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося о пропуске уроков. В случае систематических пропусков уроков обучающим по неуважительной причине классный руководитель обязан предоставить информацию об этом в социально-педагогическую службу школы в форме заявки о постановке учащегося на внутришкольный контроль В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями обучающегося, обращаясь за помощью к администрации школы в случае уклонения родителей от своих обязанностей. В случае указания обучающихся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником, и если вопрос остался нерешённым - обратиться к директору, заместителю директора, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. Классный руководитель ведет следующую документацию: - лист классного руководителя «Работа с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты» - отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими, неуспевающими обучающимися (сдает за две недели до окончания учебного периода (четверти, полугодия, года) администрации школы) В случае выполнения п. 3.2 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о вызове на совет по профилактике вместе с родителями. 3.3. Учитель-предметник обязан: - провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности обучающегося; - использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата; - регулярно и систематически опрашивать, выставляя отметки своевременно, не допуская скопления отметок в конце четверти (полугодия), когда обучающийся уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 4-5 учащихся); - комментировать отметку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем); - организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более оценок “2”). Учитель-предметник должен разработать и ежегодно актуализировать программу работы с отстающими обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты, состоящую из: плана индивидуальной работы с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты; отчета по работе с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты. Методические материалы для классного руководителя и учителейпредметников приведены в Приложениях к настоящему Положению. 4. Обязанности обучающегося 4.1. Обучающийся обязан выполнять задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания 4.2. Обучающийся обязан посещать все уроки по расписанию, работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. 4.3. Обучающийся, пропустивший занятия самостоятельно изучает учебный материал и выполняет рекомендованные задания. В случае затруднения обучающийся может обратиться к учителю за консультацией. 5. Обязанности родителей 5.1. Родители обязаны явиться в школу по приглашению педагога или классного руководителя. 5.2 .Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы, уроков, мероприятий. 5.2. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. 5.3. Родители имеют право обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, администрации школы. 5.4. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 6. Совет профилактики Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 7. Педагогический совет Педагогический совет принимает решение о признании академической задолженности, переводе ликвидировавших академическую задолженность в следующий класс, о рекомендации родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося оставить отстающего обучающегося, имеющего стабильно низкие образовательные результаты, на повторное обучение. 8. Контроль за соблюдением Положения 8.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителяпредметники, родители. 8.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора. Приложение 1 Заявка на постановку обучающегося на внутришкольный учет класса Ф.И.О. классного руководителя Ф.И.О. заявленного учащегося Дата рождения ребенка Ф.И.О. родителей Контактный телефон Проблема учащегося Меры, их результаты, принятые классным руководителем Дата Подпись / / Приложение 2 Лист классного руководителя «Работа с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты» 1. Ф.И.О. ученика 2. Класс 3. По каким предметам не успевает 4. Поведение ученика 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика 8. Сколько времени длится эта работа 9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы Дата Подпись / / Приложение 3 Отчет классного руководителя по работе с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты ФИО отстающего обучающегося, имеющего стабильно низкие образовательные результаты Дата Даты проведения профилактических бесед с обучающимися Даты про- Связь с учителямиведения предметниками, контроль попрофилак- сещения доп. занятий по предтических метам бесед с роФ.И.О. Предмет Дата дителями учителяпровепреддения метника беседы Подпись / Результативность работы с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты за прошедший месяц / Приложение 4 План индивидуальной работы с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты ФИО учителя Предмет ФИО ученика класс Пробелы в знаниях уч-ся (тема) Проблема Планируемые мероприятия. Сроки их реализации 1.Работа с дневником и тетрадью. 2.Консультации для родителей. Дата. Тема. 3.Дифференцированные задания. Указать методическое пособие. Дата Подпись / / Приложение 5 Индивидуальный маршрут ликвидации пробелов учащегося ФИО учителя Предмет ФИО ученика класс №п/п Тема Кол-во часов Дата проведения занятия Контроль Оценка (форма контроля) Роспись ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Дата Подпись / / Приложение 6 Отчет по работе с отстающими обучающимися, имеющими стабильно низкие образовательные результаты Ф.И.О. ученика Дата Использованы виды Формы ликвидации Причины пробелов неуспеваемост опроса и Подпись / Результат работы / Приложение 7 Анкета № 1 по выявлению причин неуспеваемости учащихся 1. Фамилия, имя 2. Класс 3 По каким предметам не успеваете 4. Сколько времени тратите на подготовку предметов в целом 5. Сколько времени готовитесь по тем предметам, по которым не успеваете 6. В чём видите причину неуспеваемости (подчеркните нужное): текущая запущенность материала мало готовите домашнее задание совсем не готовитесь дома не понимаете учебный материал не понимаете объяснение учителя учитель к вам невнимателен и недоброжелателен не хотите обучаться в общеобразовательной школе плохое здоровье плохая память невнимательность частые пропуски не владеете учебными навыками (укажите какими) другие причины (укажите какие) 7. Есть ли контроль со стороны родителей за вашими школьными делами: да, постоянно нет, никогда эпизодически 8. Какие возможности вам предоставляют учителя для исправления сложившейся ситуации (укажите по предметам) Анкета № 2 по выявлению причин неуспеваемости учащихся Фамилия, имя, класс 1. 2. По каким предметам не успеваешь? 3. В чём видишь причины неуспеваемости? 4. В чём испытываешь конкретные трудности по указанному предмету (предметам)? 5. К кому обращаешься за помощью, чтобы исправить ситуацию? 6. Кто и как тебе помогает в учебной деятельности? 7. Твоё отношение к школе, в которой ты учишься, к учителям? 8. Твоё отношение к учебному труду: любишь или не любишь учиться какие предметы нравятся какие не нравятся читаешь ли ты дополнительную литературу, какую? читаешь ли ты худ. литературу? сколько времени тратишь на уроки, почему столько? с удовольствием или нет участвуешь в работе на уроке? что тебе больше нравится: отвечать на уроках или слушать учителя слушать ответы учащихся отвечать письменно или устно Напиши свой вариант 9. Перечисли кружки, факультативы, доп. занятия, элективные курсы, секции, которые ты посещаешь 10. Перечисли свои занятия в свободное время Приложение 8 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № Вопросы 1. Отягчающие обстоятельства в дошкольном периоде развития ребёнка:тяжёлые роды, травмы, частые заболевания, отставания в развитии, задержка речевого развития 2. Сколько раз и чем болел Ваш ребёнок в прошлом году? (укажите конкретно) 3. 4. Хронические заболевания, отклонения в органах зрения, слуха, дефекты речи, другие особенности (укажите конкретно) Признаки детской нервности: двигательная расторможенность (часто/иногда) заторможенность (часто/иногда) склонность к беспокойству, волнениям (часто/иногда) повышенная раздражительность (часто/иногда) непереносимость шума, духоты (часто/иногда) необоснованные страхи (часто/иногда) беспокойный сон (часто/иногда) слезливость (часто/иногда) другие признаки (укажи если есть) Умеет ли ребёнок быть внимательным, когда слушает чтение, смотрит телевизор? да, скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет не обращал(а) внимание не знаю 6. - Хорошо ли развита у него рука? (да / нет / не очень) - Может ли рисовать, лепить? (да / нет / не очень) - Может ли рисовать, лепить, работать ножницами? (да / нет / не очень) - Может ли работать ножницами, зашивать? (да / нет / не очень) - Может ли писать печатными буквами? (да / нет / не очень) - Может ли рисовать узоры? (да / нет / не очень) - Может ли сам завязывать шнурки, застёгивать пуговицы? (да / нет / не очень) 7. Как быстро устаёт ребёнок в процессе работы, усидчив ли? может работать долго (более 30 минут), даже если не очень нравится; может долго заниматься только тем, что нравится; даже если дело нравится, заниматься долго не может, не усидчив. 8. - Владеет ли ребёнок навыками самообслуживания? может сам одеваться, раздеваться (да / нет / не очень) может сохранять опрятный вид (да / нет / не очень) - Приучен убирать игрушки, вещи? да; скорее да, чем, нет скорее нет, чем да 9. Можно ли сказать, что он достаточно ответственный? (не забывает постоянно о поручениях, старается вовремя выполнять их) да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да. 5. 10. - Умеет ли ребёнок себя вести? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. - Усвоил ли правила поведения в общественных местах? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. 11. - Умеет кататься: на коньках; на лыжах; на велосипеде. - Можете ли Вы назвать его ловким? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. 12. - Хочет ли идти в школу? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. 13. - Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школьному обучению? да; скорее да, чем, нет; скорее нет, чем да. Приложение 9 Методические материалы для классного руководителя и учителей-предметников ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СЛАБОУСПЕВАЮЩЕГО УЧЕНИКА ФИО ученика Дата рождения Класс ФИО классного руководителя № Предметы оценки оценки оценки оценки 2 3 четверть 4 четверть 1 четверть четверть год ХАРАКТЕРИСТИКА 1. Характеристика познавательной деятельности учащегося 1.1. Мотивация к учебной деятельности: сформирована, сформирована недостаточно, не сформирована 1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая. 1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала: быстро запоминает медленно запоминает быстро забывает медленно забывает 1.4. Трудности в усвоении учебного материала 1.4.1. Если есть, то какие нет / есть. 1.5. Успешность в усвоении различных форм обучения: более успешен в письменных работах; более успешен в устных ответах; успешен в обеих формах; не успешен в обеих формах. 2. Характеристика успеваемости:( успевает/ успевает с трудом/ не успевает) 2.1. Точные дисциплины: Математика, алгебра, геометрия 2.2. Естественно-научные дисциплины: Физика, химия, биология , география 2.3. Гуманитарные дисциплины: русский язык, литетратура, история, общестовзнание, иностранные языки 2.4. Специальные дисциплины: ИЗО , технология, музыка, физическая культура 3. Характеристика личности учащегося взаимоотношения доброжелательные напряжённые враждебные со сверстниками с учителями с родственниками с матерью с отцом 3.1. Какие черты характера ученика можно назвать положительными: 3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения: 3.3. Наличие отклонений в поведении: 3.3.1. Если есть, то какие (есть / нет) 4 Сведения о семье учащегося 4.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует 4.2. Количество детей в семье 4.3. Национальность, родной язык ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПРЕДМЕТНИКА) НА УЧАЩЕГОСЯ. Ф.И. учащегося класс Просим отметить замеченные Вами у ребёнка качества из предложенного набора и подчеркнуть нужное или отдельно указать замеченное Вами. При отсутствии наблюдений в отдельных сферах, информацию можно не представлять. Сложности в общении Особенности внимания: часто отвлечен на уроке, не слышит вопроса; кратковременный характер внимания; периодически «включается»; стабильно удерживает внимание другое Учебная активность: пассивен; отвечает, если спрашивают, активно участвует в работе, чрезмерная активность, переключает внимание на себя, часто неправильные ответы, другое Заинтересованность в учебной деятельности: большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и т. д.,общается с другими, отвлекает их; переключает на себя внимание; включается в обучение на отдельных темах; постоянно активно и творчески работает с материалом урока другое Темп деятельности: медленный; средний; быстрый; неравномерный; другое Степень усвоения материала: усваивает не с первого раза и с трудом; сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;быстро входит в материал и легко формирует навык; другое Для учителя русского языка типичные ошибки на письме Оценка уровня подготовки Навыки письма: пишет медленно, с трудом;средний темп; пишет быстро и легко; почерк корявый и неровный;почерк разборчивый; почерк каллиграфический; пишет буквы слитно, не отрывая руки; пишет буквы отдельно (может быть «печатает» некоторые буквы);наличие своеобразного написания некоторых букв; другое Посещение семьи слабоуспевающего, неуспевающего учащегося Цель посещения Решение Подпись родителей Дата посещения Беседы со слабоуспевающим, неуспевающим учащимся Дата проведения Цель беседы Решение Подпись учащегося Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих, неуспевающих учащихся Дата Ф.И.О. учителя Проблема Принятые меры Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися 1. При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха. 4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 5. В ходе проса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности. 6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. 7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в ли в письменныхработах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. 8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. Рекомендации по работе с агрессивными детьми 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Агрессивные дети часто бывают вооружены. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности,бурные реакции. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов. Обсуждайте поведение только после успокоения. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя…, ты расстроился, потому что… Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы ты успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то своё только в дополнение сказанному. Пусть за что-то отвечает в школе. Перед сильными элементами раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это 11. 12. 13. 14. и не дать себе обидеться по мелочам на него. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны. «Воинственность» ребёнка можно успокоить своим спокойствием. Своё плохое настроение не разряжать на нём. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребёнок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом. Рекомендации по работе с застенчивыми детьми Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. 1. Не ставить в ситуацию неопределённости, неизвестности. 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров. 3. Включать в общественные посильные дела. 4. Хвалить самостоятельность. 5. Стимулировать личную ответственность. 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. 7. Отношения ровные, открытые. Ребёнок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребёнок должен рас- статься с вами, успокоившись. 8. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный. 9. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребёнок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться. 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное – ошибаться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы. Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Игнорировать истерические реакции. Предупредить класс не обращать внимание в момент истерики. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. Не стремиться угодить. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно). Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний. Требует много льгот для себя. 10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание. 12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, а в рамках дозволенного. 13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такоенаказание он запомнит. 14. Если ребёнок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна бытьзапоминающейся. 15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек – требования всех членов единицы. 16. Пресекать бесцельное времяпровождение. 17. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный. 18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое. 19. Чётко ориентировать в понятиях “хорошо”, “плохо”, “надо”. 10. Повышать самооценку, уверенность в себе. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ Центральным механизмом, регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека представление человека о самом себе, образ самого себя, образ "Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется она во всем: планах личности и способах их реализации, походке, отношении к собственному имени, одежде, характере общения с людьми, в отношениях к собственным привычкам и т.д. Каким образом самооценка может влиять на особенности внимания личности? Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине с собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. (Внешняя сторона состояний - поведение может не совпадать с реальными переживаниями).Человек, который боится результата, еще не достигнув его, боится любых действий, плохо концентрируетсяна проблеме. Он в большей степени переживает, нежели рассуждает. Поэтому внимание человека в процессе деятельности - это лакмусовая бумажка его со стояния. Детям с адекватной самооценкой свойственны активность, находчивость, бодрость чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, мнительность,повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от та- кого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы. Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решатьза него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра). • Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменятся. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе