МБОУ СОШ№17_ Положение о системе наставничества педагогических работников в ОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
ИМЕНИ МАРШАЛА Г.К.ЖУКОВА п.СОВЕТСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 17
____________ Н.А.Федоряка
Протокол педагогического совета
№ 1 от 30.08.2022г.

Положение
о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации

п.Советский
2022г

Общие положения
Настоящее
Положение
о
системе
наставничества
педагогических работников в образовательной организации определяет
цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в
сфере образования и наставничества.
1.2.
В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется
наставническая
деятельность
в
образовательной
организации.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает
новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается
предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные
затруднения.
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из
числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного
профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за
реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество
форма
обеспечения
профессионального
становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению
должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества
через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой
находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
это
краткосрочная персонализированная программа (от 0 месяцев до 3 лет),
включающая описание форм и видов наставничества, участников
наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и
перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных
профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3.
Основными
принципами
системы
наставничества
педагогических работников являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно
обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических
работников;
1.
1.1.

2

принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию практик наставничества с
максимальным охватом всех необходимых компонентов системы
образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и
уровне образовательной организации;
2)

принцип
легитимности
подразумевает
соответствие
деятельности по реализации программы наставничества законодательству
Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает
приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе
его профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5)
принцип
добровольности,
свободы
выбора,
учета
многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и
наставляемого;
6)
принцип аксиологичности подразумевает формирование у
наставляемого
и наставника ценностных отношений к профессиональной
деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде,
общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное
поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора,
наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его
результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества
направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для
наставляемого индивидуальной траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется
людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей
системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой
позиции в системе наставничества.
1.4.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об
освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей
для участия
в
мероприятиях
плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
3)

3

Цель
и
задачи
системы
наставничества.
Формы
наставничества
2.1.
Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию
эффективной среды наставничества в образовательной организации,
способствующей
непрерывному
профессиональному
росту
и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических
работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
2.2.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в образовательной организации
психологически комфортной образовательной среды наставничества,
способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
оказывать помощь в освоении цифровой информационнокоммуникативной среды,
эффективных
форматов
непрерывного
профессионального развития и
2.

методической поддержки педагогических работников образовательной
организации, муниципальной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров;
содействовать
участию
в
стратегических
партнерских
отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на
школьном и внешкольном уровнях;
способствовать развитию профессиональных компетенций
педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности
использования
современных
информационно-коммуникативных
и
педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной
организации; ознакомлении с традициями и укладом школьной жизни, а
также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных
знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется
наставничество;
ускорять процесс профессионального становления и развития
4

педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального
поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также
требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной
работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
В образовательной организации применяются разнообразные формы
наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной
организации - педагог», «педагог вуза/колледжа - молодой педагог
образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или
группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных
затруднений,
запроса
наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества
используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от
запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная
форма организации наставничества с использованием информационно коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы
для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества,
тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником
и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары
«наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и
сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным
для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один
наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и
более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для
постановки конкретных целей, ориентированных на определенные
краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные
5

усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в
вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило,
роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование
на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с наставником (профессионалом/компетентным лицом) с
целью построения взаимоотношений с коллегами, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают
формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и
карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных
источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма наставничества («один на один») взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение
определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор
наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки,
личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог - педагог» - способ реализации
целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары
«учитель-профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы
поддержки и сопровождения».
Форма
наставничества
«руководитель
образовательной
организации - педагог» способ реализации целевой модели наставничества
через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель
образовательной организации - учитель»,
нацеленную
на
совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем образовательной организации посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

3.
Организация системы наставничества
3.1. Наставничество
организуется
на
6

основании

приказа

руководителя образовательной организации «Об утверждении положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его
письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3.
Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения
(применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
(применении) системы (целевой модели) наставничества и организации
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества,
способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации1;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с
письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных
обязанностей, связанных с наставнической деятельностью (приложение № 2);
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере
наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и
организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о
сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных
совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества и т.п.);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального
мастерства
педагогических
работников,
аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
3.4.
-

Куратор реализации программ наставничества:

назначается руководителем образовательной организации из
числа заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует
информацию о наличии в образовательной организации педагогов, которых
необходимо включить в наставническую деятельность в качестве
наставляемых;
предлагает руководителю образовательной организации для
утверждения

7

1

Приложение 1 - Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной организации.

состав школьного методического объединения наставников для
утверждения (при необходимости его создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по
реализации Положения о системе наставничества педагогических работников
в образовательной организации1,
формирует
банк
индивидуальных/групповых
персонализированных программ наставничества педагогических работников,
осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта
совместно со школьным методическим советом наставников;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с
ответственными и неформальными представителями муниципальной
системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых
организациях с привлечением наставников из других образовательных
организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных
программ наставничества;
-организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности
реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку
вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения
квалификации
педагогических
работников,
формирует
итоговый
аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
-фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения .
3.5.
Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при
его наличии):
совместно с куратором принимает участие в разработке
локальных актов и информационно-методического сопровождения в сфере
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных
категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет
пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам
8

(предметное
содержание,
методика
обучения
и
преподавания,
воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной
деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и
наставников и т.п.);
разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные
программы наставничества, содержание которых соответствует запросу
отдельных педагогов и групп педагогических работников;
принимает
участие
в
разработке
методического
сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
осуществляет подготовку участников персонализированных
программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального
мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и
т.д.;
осуществляет
организационно-педагогическое,
учебнометодическое, обеспечение реализации персонализированных программ
наставничества в образовательной организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных
программ наставничества педагогических работников;
является
открытой
площадкой
для
осуществления
консультационных, согласовательных функций и функций медиации;
совместно с руководителем образовательной организации,
куратором реализации программ наставничества участвует в разработке
материальных и нематериальных стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик
наставничества
педагогических
работников,
информационном
сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте
(специализированной странице сайта) образовательной организации и
социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).
Права и обязанности наставника
Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других
педагогических работников образовательной организации с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного
дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении
которого осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю
образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей
наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме
4.
4.1.
-

9

личной проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской
Федерации, региональными, муниципальными и локальными нормативными
правовыми актами образовательной организации при осуществлении
наставнической деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами
образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по
программе наставничества (предметные ШМО, психологические службы,
школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в
общественную
жизнь
коллектива,
содействовать
расширению
общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном
примере;
создавать условия для созидания и научного поиска,
творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной
деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные
конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных
региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю
поддержку и методическое сопровождение.
5.
Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в составлении персонализированной программы

наставничества педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
обращаться к куратору и руководителю образовательной
организации с ходатайством о замене наставника.
10

Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества
педагогических работников;
реализовывать
мероприятия
плана
персонализированной
программы наставничества в установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные направления профессиональной деятельности, полномочия и
организацию работы в образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические
приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и
выявленные затруднения;
5.2.
-

проявлять дисциплинированность, организованность и культуру
в работе и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и
формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
-

Процесс формирования пар и групп наставников и
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество
6.1.
Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по
основным критериям:
6.

- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или
наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес
и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в
рамках программы наставничества.
6.2.
Сформированные на добровольной основе с непосредственным
участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых
осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом
руководителя образовательной организации.
7.

Завершение персонализированной программы наставничества
11

Завершение персонализированной программы наставничества
происходит в случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному
решению (по уважительным обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных
обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых
педагогов возможно продление срока реализации персонализированной
программы наставничества или корректировка ее содержания (например,
плана мероприятий, формы наставничества).
8.
Заключительные положения
8.1.
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
8.2.
В настоящее Положение могут быть внесены изменения и
дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными
нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми
локальными нормативными актами образовательной организации.
7.1.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».