Положение о библиотеке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
ИМЕНИ МАРШАЛА Г.К. ЖУКОВА ПОСЁЛКА СОВЕТСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 17
им. маршала Г.К. Жукова
п. Советский МО Ейский район
Н.А. Федоряка
« 30» декабря 2020 года

Федоряка
Наталья
Александ
ровна

Подписан: Федоряка Наталья
Александровна
DN: CN=Федоряка Наталья
Александровна, O=МБОУ СОШ
№ 17 им. маршала Г.К.Жукова

п.Советский МО Ейский район,
C=RU
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021.10.11 16:04:28+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова
п. Советский МО Ейский район

п. Советский

I. Общие положения
1. Библиотека МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова (далее –
школьная
библиотека)
является
структурным
подразделением
муниципального
общеобразовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа № 17 имени маршала Г.К. Жукова (далее –
школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность школьной библиотеки МБОУ СОШ № 17 им.
маршала Г.К. Жукова отражается в Уставе школы. Обеспеченность
библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании школы.
3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями МБОУ СОШ №
17 им. маршала Г.К. Жукова: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы
для
осознанного
выбора
и
последующего
освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием, уставом
школы, положением о школьной библиотеке, утвержденном директором
школы.
5. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о
школьной
библиотеке
и
Правилами
пользования
библиотекой,
утвержденными директором школы.
7. МБОУ СОШ № 17 им. маршала Г.К. Жукова несет ответственность
за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
школьной библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи
2.1.
Основными
задачами
библиотеки
являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и
видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети)
и
иных
носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых школьной библиотекой услуг на
основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободы развития личности.
В школьной библиотеке запрещается издание и распространение
печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы
один из признаков, предусмотренных частью 1 Федерального закона от 25
июля 2002 года № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности». Не допускается наличие экстремистских материалов,
призывающих к осуществлению экстремистской деятельности,
либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал –
социалистической партии Германии, фашистской партии Италии,
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное (или)
расовое превосходство оправдывающих практику совершения военных или
иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение
какой – либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона от 25.07.2002 г. № 114- ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в
соответствии с международно – правовыми актами за преступления против
мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью 1
статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные материалы, содержащие
признаки, предусмотренные частью 1 статьи Федерального закона.
В помещении школьной библиотеки размещается «Федеральный
список экстремистской литературы», утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
Ежемесячно, 1 числа каждого месяца в папку с Федеральным списком
экстремистских материалов вкладываются распечатанные дополнения.
Перед началом учебного года и с каждым новым поступлением
литературы в школьную библиотеку комиссия проводит сверку имеющихся в
фонде школьной библиотеки документов с «Федеральным списком
экстремистских материалов».
3.2. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций
и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных
работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат
(картотеки);
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях
на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию.

Способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению
квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства
общеобразовательного
учреждения
по
вопросам
управления
образовательным процессом;
•
способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки

4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно, в
том числе в малокомплектной и расположенной в сельской местности.
Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в
межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов
управления образованием.
4.2. Структура школьной библиотеки, помимо традиционных отделов
(абонемент, читальный зал), включает отдел учебников, информационнобиблиографической
работы,
фонд,
мини-издательский
комплекс,
множительную технику и др.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
4.4. Спонсорская помощь, полученная школьной библиотекой в виде
целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не
влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров
финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные
средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных
изданий, комплектование фонда документов.
4.5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.6. Школа создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических

изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы, в соответствии с Уставом учреждения.
4.8. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
4.9.
В
целях
обеспечения
рационального
использования
информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством школьная
библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с
библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и уставом общеобразовательного учреждения.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарем, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
общеобразовательного учреждения.
5.4. Библиотекарь назначается директором школы, может являться
членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического
совета школы.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки
обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным
библиотекам органа управления образованием, учреждения системы
переподготовки
и
повышения
квалификации,
регионального
информационного центра.
5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а) Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) Положение о порядке обеспечения учебниками и учебными
пособиями;
в) планово-отчетную документацию;
5.7.
Порядок
комплектования
штата
библиотеки
общеобразовательного учреждения регламентируется его Уставом.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной

специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе.
5.10.
Трудовые
отношения
работника
библиотеки
и
общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе
общеобразовательного
учреждения
и
Положении
о
библиотеке
общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия,
уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
общеобразовательного учреждения, утвержденными директором школы, и по
согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения директору школы по совершенствованию
оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работника
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работника библиотеки; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в
порядке, определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам
и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работник библиотеки обязан:
а)
обеспечить
пользователям
возможность
работы
с
информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых
библиотекой услуг;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации,
их
систематизацию,
размещение
и
хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) на бесплатное пользование библиотечно – информационными
ресурсами библиотеки;
б) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
в)
пользоваться
справочно-библиографическим
аппаратом
библиотеки;
г) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
д) получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
е) продлевать срок пользования документами;
ж) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические
справки
на
основе
фонда
библиотеки;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на

нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
и) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1–4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в
библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по
паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
– учебники, учебные пособия – учебный год;
– научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1
месяц;
– периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом
не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале.
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к
ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».